Необъятный мир строительного крепежа

Крепеж – устройства и приспособления для соединения, закрепления всевозможных деталей, частей и агрегатов машин, различных поверхностей между собой. К крепежам относятся болты, винты, гайки, шайбы, анкера, шурупы, саморезы, заклепки, дюбеля...
В этой статье будут рассмотрены крепежные детали, применяемые для соединения металлических деталей.
Видов крепежа необъятно много. Одна только промышленность США в год выпускает около 2 миллионов типов крепежных изделий на сумму в несколько десятков миллиардов долларов. Мы расскажем о наиболее распространенных видах и кратко опишем их.
Болт – металлический стержень с резьбой на одном конце и головкой на другом. Применяется для соединения деталей, которые потом можно разъединить, распорки конструкций и элементов конструкций. Практически всегда задействован в паре с гайкой (иногда и шайбой). Головка болта чаще всего имеет шестигранную форму.
Шпилька – стержень с нанесенной резьбой по обоим концам, а иногда и по всей длине изделия. Один конец шпильки ввинчивают в заранее просверленное отверстие с резьбой, а другой конец обычно закрепляется гайкой с шайбой. Возможно использование гайки с двух сторон.
Винт – металлический стержень с головкой на одном конце и механической нарезкой на другом. В отличие от болта, конец с резьбой вкручивается в заранее подготовленное отверстие с подходящим шагом резьбы. Головка винта может быть шестигранной, потайной, полукруглой и др.
 Гайка – крепежный элемент, имеющий резьбовое отверстие и предназначена для фиксации болтов, винтов и для передачи крутящего момента. Колпачковая гайка имеет сферическую или плоскую торцевую поверхность и глухое отверстие для резьбы. Такой вид  гайки используется в качестве декоративной. У самоконтрящейся гайки имеется нейлоновый вкладыш, который предотвращает самопроизвольное отвинчивание. Так же существуют   гайки с фланцем, корончатые, прорезные, удлиненные и приварные.
Шайба – крепежа в виде диска с отверстием.

Подкладывают шайбу под головку болта либо винта или под гайку для увеличения площади опоры и предотвращения их самоотвинчивания. Шайба, которая служит для предотвращения самоотвинчивания, называется стопорной.

Плоская шайба имеет плоскую поверхность опоры. Пружинная шайба (гровер) -  разрезная круглая шайба, концы которой находятся в разных плоскостях. Изготавливается из пружинной стали, как и контрящая шайба (похожая на  гровер, но не имеющая разреза).
Шплинт -  стержень из проволоки полукруглого сечения, согнутый практически пополам. Предохраняет винт, болт или шпильку от самоотвинчивания. На конце крепежного изделия необходимо отверстие.
Заклепка – вид крепежа, выполненный  в форме гладкого цилиндрического стержня с головкой на одном из концов. Используется для получения неразъемного соединения путем образования головки на другом конце стержня за счет его механической деформации.

Заклепка с внутренней резьбой применяется для монтажа в отверстие на готовом окрашенном изделии. При этом поверхность этого изделия не повреждается, и целостность слоя краски не нарушается. Устанавливается при помощи специального инструмента, имеющего съемную шпильку. На шпильку накручивается клепальная гайка, потом ее монтируют в отверстие и разжимают.
Чаще всего крепежные детали изготавливают из стали, в том числе нержавеющей.

Необходимость применения  дорогостоящей по сравнению с другими  нержавеющей стали обусловлено тем, что ежегодно потери из-за коррозии всего производимого в мире железа составляют около 20%. Затраты по ремонту или замене крепежных элементов, которые поржавели, во много раз превышают стоимость самих крепежных деталей.

Стойкость к агрессивным веществам, соответствие высоким санитарным требованиям позволили сделать использование  нержавеющих сталей незаменимым в химической, пищевой и родственных им видах производства. Помимо этого  крепеж, изготовленный из нержавеющих сталей, не поддаются намагничиванию, поэтому его широко используют в такой отрасли, как приборостроение.
Заклепки производят не только из стали, но и из латуни, алюминия, меди и других сплавов. Обусловлено это тем, что сплавы должны быть в достаточной мере пластичны для деформирования конца заклепки в головку. Так же лучше всего изготавливать заклепки из металла, аналогичного тому, из которого сделаны скрепляемые детали.
На крепежные элементы очень часто наносятся декоративные и защитные напыления. Декоративные покрытия несомненно придают изделию более приглядный внешний вид. Для декорации наносят никель, хром и медь. Защитные сохраняют деталь от коррозии. Для нанесения защитных покрытий чаще всего используют такие процессы, как цинкование и хромирование.
Цинковое покрытие со временем неизбежно темнеет. Из-за этого цинк нельзя применять как декоративное покрытие. Чаще всего для нанесения цинка применяют горячий и электролитический способы покрытия.
Электрооцинкованное покрытие наносят в специальной гальванической ванне. Толщина 5-35 мкм.
Горячеоцинкованное покрытие получают методом погружения изделия в расплавленный цинк при температуре 450-480 градусов. В этом случае толщина  покрытия находится в пределах 50-150 мкм.
Защитные особенности цинкового покрытия возможно усилить при помощи обработки изделия в растворе хромовой кислоты. В результате на поверхности обрабатываемого изделия получается хроматная пленка (соединение цинка с хромом). Такой пленка практически не подвержена механическим повреждениям, таким как царапины.
В особых случаях, например перед покраской покрытия, используют процесс фосфатирования. После такой обработки покрытие усиливает антикоррозийные качества и адгезию лакокрасочных материалов к покрытию. Для фосфатирования стальных деталей чаще всего применяется раствор соли Мажеф.
Одним из важнейших  свойств крепежных элементов является легкость их монтажа и демонтажа. Для упрощения операции монтажа-демонтажа, чтобы предохранить крепеж от самооткручивания, существует немало приемов и изобретений:
- применение гаек со самостопорящимся эффектом;
- использовать винты и болты, обладающие свойством самостопорения;
- использовать невыпадающие шайбы;
- применять фиксаторы для резьбы(герметики);
Возможность  монтажа и демонтажа болта или винта определяется видом их головки. Виды головок многочисленны. И все же  они являются модификациями одного из основных типов головок – шестигранной, потайной или полукруглой.
Шестигранная головка - старейшая форма головок крепежных элементов. В настоящем вместо них все чаще используют головки со шлицем, которые имеют стандарт под соответствующие размеры ключей. Шлиц – это прорезь или углубление на торце головки. Использование головок со шлицем во многом экономит металл при производстве крепежных деталей.
Потайная головка после процесса установки полностью "утопает" в материале скрепляемой детали и позволяет иметь в результате ровную поверхность.
Полукруглая головка применяется в тех случаях, когда нет большой потребности сохранить ровную поверхность скрепляемого элемента. Она эффективно удерживает закрепляемую деталь из-за наличия широкой несущей поверхности.

Шлицы оставались прямыми на протяжении почти столетия, пока в 1936 году не был изобретен крестообразный шлиц. Он стал более надежным и эффективным, ведь помогал избежать "срыва" шлица при выкручивании винта. Вскоре за крестообразным появились и другие виды шлица, благодаря чему сейчас чаще всего  встречаются следующие:

Прямой шлиц - самый старый и неэффективный из шлицев. Имеет очень много недостатков. Трудности в установке отвертки соответственно с винтом приводят к соскальзыванию с поверхности головки, что может стать причиной повреждения винта, поверхности детали, а нередко и  травмы человека.

Крестообразный шлиц несравненно лучше своего предшественника, но и у него встречаются отдельные недостатки. Так он может быть чувствителен к перегрузкам, возникающим при завершающем этапе вкручивания винта, что может стать причиной износа головки или наконечника отвертки.

Шлиц в виде шестиконечной звезды передает на крепежное изделие  до 90 % усилия, прилагаемого на рабочий инструмент. Благодаря этому, появляется возможность производить монтаж под небольшим углом к оси крепежного изделия без потери момента вращения.

Шестигранный  шлиц передает на крепежный элемент чуть более 20 % усилия, прилагаемого на рабочий инструмент.  Он может непродолжительное время передавать высокий момент вращения на крепежный элемент, после чего увеличивается угол холостого хода инструмента и в нем появляются небольшие вмятины.

Бывают случаи, когда  перед производителями ставится иная задача – сделать крепежное соединение, которое не поддается демонтажу. Для этого используют крепеж со срываемой резьбой, благодаря чему нежелательный и несанкционированный демонтаж становится практически невозможным.

Компания АВМ всегда рада проконсультировать своих клиентов по вопросам строительного крепежа, видам крепежа и его применения. Также у нас Вы всегда сможете купить строительный крепеж крупным и мелким оптом.


Подождите...

8b41f13e21429fde5a721d92ead7413e.txt